1) Диплом
включает следующие завершённые предметные линии:
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
«ШКОЛА РОССИИ»
2) Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России»
построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет
полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России»
и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные
заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС, включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной
культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями
общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое
качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого
учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно
сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в
образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные
возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение
положительных результатов в его обучении.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает
идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа
России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, ориентированы на
планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.
Система учебников «Школа России» разработана на основе
единых методологических принципов, методических подходов и единства
художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую
информационно-образовательную среду для начальной школы.
Система учебников «Школа России»
включает следующие завершённые предметные линии:
1. Завершённая предметная
линия учебников «Русский язык»
(авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий), включающая курс «Обучение гра-
моте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).
(авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий), включающая курс «Обучение гра-
моте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).
2. Завершённая предметная
линия учебников «Литературное чтение»
(авт. Л.Ф. Климанова и др.).
(авт. Л.Ф. Климанова и др.).
3. Завершённая предметная
линия учебников «Математика»
(авт. М.И. Моро и др.).
(авт. М.И. Моро и др.).
4. Завершённая предметная
линия учебников «Окружающий мир»
( авт. А.А.Плешаков).
( авт. А.А.Плешаков).
5. Завершённая предметная линия учебников «Технология»
(авт. Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой и др.).
(авт. Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой и др.).
6. Завершённая предметная линия учебников «Изобразительное
искусство» (под ред. Б.М. Неменского)
искусство» (под ред. Б.М. Неменского)
7. Завершённая предметная
линия учебников «Физическая культура»
(авт. В.И.Лях).
(авт. В.И.Лях).
8. Завершённая предметная линия учебников «Музыка»
(авт. Е.Д. Критская и др.).
(авт. Е.Д. Критская и др.).
Методическая оболочка системы учебников представлена
рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами,
книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными
комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными
мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для
интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.
Система учебников «Школа России» и её методическая оболочка интегрированы в
целостную методическую систему УМК, помогающую учителю обеспечивать требования
современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.
Единая информационно-образовательная среда УМК «Школа России» обеспечивает
эффективность реализации основной образовательной программы образовательного
учреждения.
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
«ШКОЛА РОССИИ»
Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой
духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа
— это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие
традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.
В этой связи, для авторского коллектива УМК «Школа России» — учёных, чьи имена
известны всем, кто работает в системе начального образования (В.Г. Горецкий,
М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина
и др.), в сотрудничестве с издательством «Просвещение», приоритетом в процессе
разработки УМК и его системного развития всегда было и остаётся — соответствие
запросам времени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта предшествующих
периодов.
Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного
образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Современное образование, в соответствии с концептуальными основами УМК «Школа
России», подразумевает не простое обозначение его временной принадлежности, а
качественную характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, отвечающих реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня,
вызовам современного мира и имеющую надёжный потенциал для дня завтрашнего.
При этом имеется в виду не только время, но и место действия. И это ещё одна
качественная характеристика УМК, отвечающая потребностям современного этапа
развития России, предвосхищающая и в определённой степени готовящая её будущее.
УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание,
дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и
художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих
программ и способствуют решению следующих образовательных задач:
I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации
учебной деятельности учащихся на основе системно-деятель-ностного подхода.
III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
основной образовательной программы посредством формирования универсальных
учебных действий, как основы умения учиться
1. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в
учебно-методическом комплексе «Школа России».
В содержании системы учебников УМК «Школа России» заложен значительный
воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать
целевые установки, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской
идентичности обучающихся, в системе учебников УМК «Школа России» реализуется
различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на
формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных
предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное
отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку,
духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем
народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к
государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами
служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к
жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания
Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами
великой страны.
Во-вторых, это родиноведческие и краеведческие знания, содержательное,
дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть
учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего
образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников,
одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в
потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её
природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.
В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России»
носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной
специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов
России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к
межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами
народов других стран мира.
Разрабатывая УМК, его авторы принципиальное значение
отводят воспитанию ребёнка именно в процессе реализации
системно-деятельностного подхода, так как словосочетание «развитие и воспитание»
в контексте ФГОС есть суть формирования личности гражданина России.
В этой связи, решение современных задач, выдвигаемых жизнью (включение младших
школьников в социально-значимую проектную деятельность, освоение компьютерной
грамотности, развитие здоровьес-берегающих навыков, обучение основам безопасной
жизнедеятельности и др.), гармонично сочетается с решением базовых задач
начального образования (научить осознанному чтению, письму, правильной речи,
началам математики, видению окружающего мира; привить определённые трудовые
навыки и др.).
Концепция УМК «Школа России» учитывает тот факт, что целостное развитие
личности ребёнка возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого
процесса.
//. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной
деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
На достижение данной задачи ориентирован весь методический аппарат УМК «Школа
России». Его построение направлено на реализацию системно-деятельностного
подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования в контексте ФГОС.
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на
включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с
целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования
способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и
компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа
России» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике
учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм
обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации
учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной
деятельности:
• ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов
представления на максимальное включение младших школьников в учебную
деятельность;
• значительный воспитательный потенциал;
• преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов,
инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными
действиями (УУД);
• проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
• практическая направленность содержания учебного материала с опорой на
социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными
предметами на основе формирования УУД;
• возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования
школьников, реализации педагогики сотрудничества;
• возможности для работы с современной информационно-образовательной средой:
использование информационно-коммуникационных технологий, электронных
образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных
приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и
CD-ROM диски).
• ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
• возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной,
парной, групповой, коллективной, фронтальной.
При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа
России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает
в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке
проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой
информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с
эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.
Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию
обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать смысл
поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её
результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу, т. е.
формирует регулятивные УУД.
Средствами УМК «Школа России» проблемно-поисковый метод позволяет учителю
выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике
учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать
индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В этой связи в
системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного
арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера,
целенаправленного развития самостоятельности учащихся их познавательной
активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения
на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого,
культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.
Объединение завершённых предметных линий в систему учебников УМК «Школа России»
(при эффективной поддержке различных учебных, дидактических и методических
пособий, включая ЭОР и интернет-поддержку) осуществляется посредством:
— комплекса базовых предметных и межпредметных понятий, заложенных в
содержание системы учебников с целью формирования у школьников целостной
картины мира;
— системы заданий, учитывающих специфику предметного содержания и направленных
на формирование универсальных учебных действий с целью достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования;
— методического обеспечения реализации системно-деятельностного подхода;
— специальной системы навигации учебников (и учебных пособий), позволяющей
ученику как ориентироваться внутри УМК «Школа России», так и выходить за его
рамки в поисках других источников информации.
Таким образом,
концептуально выстроенное предметное содержание УМК «Школа России» и система
его методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь учителю
организовать процесс обучения, с одной стороны под цель, направленную на
получение предметных результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, с другой стороны — как средство формирования
универсальных учебных действий (метапредметных результатов) и личностных
качеств (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС.
3)
Комментариев нет:
Отправить комментарий